B словарном составе любого языка, также и немецкого, непрерывно происходят изменения: образование новых слов на основе уже имеющихся. Эти изменения отражают развитие общества, жизни людей. Знать способы и средства возникновения новых слов очень важно для изучения иностранного языка. Упражняться в словообразовании необходимо для усвоения немецкой лексики.
Чаще всего новые слова образуют посредством префиксов (приставок) и суффиксов. Следующий распространенный способ – словосложение (особенно при образовании сложных существительных).
B этом уроке мы расскажем o значении суффиксов в образовании существительных.
1. Суффикс -er служит образованию существительных, которые обозначают: 1) лицо – производителя действия; 2) инструмент, орудие труда.
Например:
der Bohrer: 1) сверловщик; 2) сверло.
Задание 1. Подберите русские эквиваленты к следующим существительным:
a) der Leser, der Mechaniker, der Kämpfer, der Fahrer, der Führer, der Gärtner, der Wissenschaftler;
b) der Zeiger, der Selbstschreiber, der Lautsprecher, der Zähler;
c) der Fräser, der Sammler, der Träger, der Läufer, der Reiseführer.
2. Суффикс -in используют для образования существительных, которые обозначают лиц женского пола (по профессии или роду деятельности). Их образуют от соответствующих существительных мужского рода: die Lehrerin — учительница; die Leserin — читательница.
Задание 2. Образуйте от существительных, приведенных в задании 1 п. a), существительные женского рода и переведите их.
3. Суффикс -ung обычно образует существительные, которые обозначают действие или результат действия: die Befreiung — освобождение; die Bildung — образование.
Задание 3. Определите, какие глаголы послужили для образования следующих существительных, переведите их:
die Beschreibung, die Bearbeitung, die Versammlung, die Erzählung, die Übersetzung, die Wiederholung, die Vorbereitung, die Änderung, die Erklärung, die Forschung, die Prüfung, die Schaffung.
4. Существительные, имеющие суффиксы -schaft, -heit, -keit обычно обладают абстрактным значением: die Bereitschaft — готовность; die Klarheit — ясность; die Wirklichkeit — действительность.
Задание 4. Определите, какие слова послужили для образования следующих существительных, переведите их:
а) die Wirtschaft, die Wissenschaft, die Freundschaft, die Genossenschaft, die Mitgliedschaft, die Feindschaft;
б) die Kindheit, die Schönheit, die Freiheit, die Menschheit, die Aufmerksamkeit, die Möglichkeit, die Selbständigkeit, die Verständlichkeit.