В данном уроке мы рассмотрим заменитель артикля — притяжательные местоимения, которые имеют в именительном падеже ед. числа следующую форму:
Эти притяжательные местоимения нужно запомнить.
Как и артикль, притяжательные местоимения стоят перед существительным, согласуясь в роде, числе и падеже и образуют с ним одну акцентную группу, ударным обычно является имя существительное.
mein ‘Bruder, dein ‘Vater, sein ‘Tisch
Притяжательные местоимения в единственном числе склоняются как неопределенный артикль (см. таблицу склонения артикля).
2. Окончание притяжательного местоимения выбирают в зависимости от рода, числа и падежа имени существительного, перед которым его нужно поставить, сравните: mein Vater, mein Buch, но: meine Mutter (ж.р.).
Следует обратить внимание, что в немецком языке у каждого лица свое притяжательное местоимение, в отличие от русского языка, где притяжательное местоимение зависит от подлежащего, и обычно во всех лицах используется одно местоимение свой:
Ich mache meine Aufgabe. | Я делаю свое задание. |
Du machst deine Aufgabe. | Ты делаешь свое задание. |
Er macht seine Aufgabe. | Он делает свое задание. |
Sie macht ihre Aufgabe. | Она делает свое задание. |
Чтобы задать вопрос к притяжательному местоимению (узнать о принадлежность лица или предмета), употребляется вопросительное слово wessen? чей?, чье?, чья?, чьи?. Вопросительное слово wessen? с существительным, перед которым оно стоит, занимают в предложении первое место. После wessen? перед существительным не ставится артикль, например:
Wessen Vater wartet unten? Чей отец ждет внизу?
Wessen Heft ist das? Чья это тетрадь?
Еще о притяжательных местоимениях можно прочитать здесь и здесь.
Упражнения
1. Произнесите следующие сочетания. Следите за правильным ударением.
Maskulina (муж. род) | ||
der ‘Vater → | ein ‘Vater → | mein ‘Vater |
der ‘Bruder | ein ‘Bruder | mein ‘Bruder |
der ‘Sohn | ein ‘Sohn | mein ‘Sohn |
der ‘Text | ein ‘Text | mein ‘Text |
der ‘Tisch | ein ‘Tisch | mein ‘Tisch |
Neutra (ср. род) | ||
das ‘Kind → | ein ‘Kind → | mein ‘Kind |
das ‘Heft | ein ‘Heft | mein ‘Heft |
das ‘Buch | ein ‘Buch | mein ‘Buch |
das ‘Zimmer | ein ‘Zimmer | mein ‘Zimmer |
das ‘Fenster | ein ‘Fenster | mein ‘Fenster |
Feminina (жен. род) | ||
die ‘Mutter → | eine ‘Mutter → | meine ‘Mutter |
die ‘Tochter | eine ‘Tochter | meine ‘Tochter |
die ‘Tante | eine ‘Tante | meine ‘Tante |
die ‘Aufgabe | eine ‘Aufgabe | meine ‘Aufgabe |
die ‘Mappe | eine ‘Mappe | meine ‘Mappe |
die ‘Karte | eine ‘Karte | meine ‘Karte |
2. Произнесите следующие сочетания, переведите их.
а)
mein ‘Bruder | meine ‘Mutter |
dein ‘Bruder | deine ‘Mutter |
sein ‘Bruder | seine ‘Mutter |
ihr ‘Bruder | ihre ‘Mutter |
unser ‘Bruder | unsere ‘Mutter |
euer ‘Bruder | eure ‘Mutter |
ihr ‘Bruder | ihre ‘Mutter |
Ihr ‘Bruder | Ihre ‘Mutter |
b) seine Tochter, ihre Tante (2 варианта), sein Kind, unser Heft, Ihr Buch, euer Institut, deine Tochter, ihre Mappe, dein Tisch, unsere Aufgabe, meine Karte
3. Вставьте перед каждым существительным различные притяжательные местоимения. Следите за согласованием притяжательного местоимения и существительного.
Образец: die Aufgabe – unsere Aufgabe, meine Aufgabe, и т.д., der Vater – dein Vater, ihr Vater и т.д.
der Bruder, das Zimmer, der Sohn, die Mappe, das Kind, die Tochter, der Tisch, das Fenster, das Heft, der Text
4. Ответьте на вопросы, употребив разные притяжательные местоимения.
Образец: Wessen Sohn steht da? – Mein Sohn (sein Sohn, ihr Sohn…) steht da.
1. Wessen Buch liegt oben? 2. Wessen Studenten antworten jetzt? 3. Wessen Sohn kommt heute? 4. Wessen Kind ist das? 5. Wesse Vater arbeitet hier?
5. Переведите сочетания на русский язык.
мой текст, наша тетрадь, твое задание, моя тетя, твой институт, их студент, его портфель, их книга, ее дочь, его сын, наш ребенок
Ключ
5. mein Text, unser Heft, deine Aufgabe, meine Tante, dein Institut, ihr Student, seine Mappe, ihr Buch, ihre Tochter, sein Sohn, unser Kind