Буква ü обозначает 2 гласных звука: долгий [у:] и краткий [у]. Русский язык таких звуков не имеет.
Чтобы правильно произнести немецкий долгий звук [у:], произнесите перед зеркалом [i:] и, не изменяя положения языка, сильно вытягивайте и округляйте губы как для произнесения долгого [u:]. Будьте внимательны, не произнесите вместо звука [у:] русское ю.
1. Произнесите долгий гласный [i:], округлите губы как для долгого [u:] и, не изменяя положения языка, произнесите долгий звук [у:]. Проделайте это несколько раз. He забудьте o твердом приступе в начале слова (‘i:] → [‘у:].
2. Прочтите слова слева направо. He забывайте, что разница между звуками (i:] и [y:] только в положении губ. He смягчайте согласные.
viele [‘fi:lə] многие | fühle [‘fy:lə] чувствую |
Biene [‘bi:nə] пчела | Bühne [‘by:nə] сцена |
Tier [ti:ɐ] животное | Tür [ty:ɐ] дверь |
vier [fi:ɐ] четыре | für [fy:ɐ] для |
3. Произнесите слова c долгим [у:]. He забывайте o правильном положении губ и языка.
müde [‘my:də] усталый | üben [‘y:bən] упражняться |
blühen [‘bly:ən] цвести | Übel [‘y:bəl] зло |
Schüler [‘ʃy:ləɐ] школьник | über [‘y:bəɐ] над |
Нужно четко различать долгий [u:] и долгий [у:]. Положение губ y них одинаковое, a язык находится в разном положении. При произнесении звука |у:| язык находится в положении как при произнесении [i:|.
4. Произнесите слова c долгими гласными [u:] и [у:]. Помните o положении губ и языка.
Fuß [fu:s] нога | Füße [‚fy:sə] ноги |
Gruß [gru:s] привет | Grüße [‘gry:sə] приветы |
Stuhl [ʃtu:l] стул | Stühle [‘ʃty:lə] стулья |
Schule [‘ʃu:lə] школа | Schüler [‘ʃy:ləɐ] ученик |
Для произнесения краткого звука [у], произнесите перед зеркалом краткое [i] и, не изменяя положения языка, вытяните и округлите губы, как при кратком [ʊ] — [‘y]. Не подменяйте звук [у] русским ю.
5. Произнесите краткий гласный [у], округлите губы как при кратком [ʊ] и, не изменяя положения языка, произнесите краткий звук [i]. Проделайте это несколько раз. He забудьте o твердом приступе в начале слова [‘i], [‘у].
6. Произнесите слова слева направо c краткими гласными [i] и [у]. He забывайте, что разница между ними только в положении губ. He смягчайте согласные.
Kiste [‘kistə] ящик | Küste [‘kystə] побережье |
Kissin [‘kisən] подушка | küssen [‘kysən] целовать |
missen [‘misən] обходиться | müssen [‘mysən] долженствовать |
7. Произнесите слова c кратким гласным [у]. He забывайте o правильном положении губ и языка. He смягчайте согласные.
wünschen [‘vynʃən] желать | Rücken [‘rykən] спина |
küssen [‘kysən] целовать | Stück [ʃtyk] кусок |
Flüsse [‘flysə] реки | Glück [glyk] счастье |
Четко различайте [ʊ] и [у]. Положение языка при произнесении этих звуков разное, a положение губ одинаковое. При произнесении [у] язык находится в таком же положении как при произнесении краткого [i].
8. Произнесите слова c краткими гласными [ʊ] и [у|. Помните o положении губ и языка.
Nuß [nʊs] орех | Nüsse [‘nysə] орехи |
Kuß [kʊs] поцелуй | Küsse [‘kysə] поцелуи |
Wunsch [vʊnʃ] желание | Wünsche [‘vynʃə] желания |
Mutter [‘mʊtəɐ] мать | Mütter [‘mytəɐ] матери |
9. Прочитайте слова c долгим [y:] и кратким [y]. Обратите внимание на то, что долгота и краткость играют смыслоразличительную роль.
Hüte [‘hy:tə] шляпы | Hütte [‘hytə] хижина |
Düne [‘dy:nə] дюна | Dünne [‘dynə] тонкость |
fühlen [‘fy:lən] чувствовать | füllen [‘fylən] наполнять |
Fühler [‘fy:ləɐ] щупальце, усик | Füller [‘fyləɐ] самопишущая ручка |
B некоторых словах иностранного происхождения для обозначения звуков |у:|, |у| используется буква у. Такие слова следует запоминать, например: ‘Lyrik [‘ly:rik] лирика, Ä’gypten [‘е.’gyptən] Египет.