Немецкий ландшафт отличается реками. Пять крупных речных систем бороздят Германию в основном в направлении с юга на север. Это Рейн, Эмс, Везер, Эльба и Одер. Одер – пограничная река, Рейн – частично. Наряду с ними есть реки, которые протекают в восточно-западном или западно-восточном направлении. Самая крупная река на юге Германии – Дунай, который берет начало в Германии и течет по Австрии и Балканским странам к Черному морю.В центре Германии протекает в восточно-западном направлении Майн. Все более или менее крупные реки судоходны или частично судоходны.
Рейн берет начало в Швейцарии, протекает по всей Германии и впадает в Нидерландах в Северное море. В его течении расположены крупные города как Кельн, Дюссельдорф, Дуйсбург, а также Бонн. В Баварии берет начало Майн, приток Рейна. На Майне находится крупный город Франкфурт. Как и Майн, Везер образуется из двух рек, протекает через северную часть Германии и впадает в Северное море. На Везере лежат Бремен и Бремерхафен. Вторая по размерам река Германии – Эльба. Она берет начало в Чехии, где она называется Лабой, и течет по восточной части Германии в Северное море. На Эльбе лежат Дрезден, Магдебург, Гамбург и другие города. Одна из самых коротких рек – Шпрее, на которой лежит Берлин, столица страны. По федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия протекает Рур, который дал имя важной экономической области. Рур впадает у Дуйсбурга в Рейн. На Руре или около него лежат такие города как Эссен, Бохум, Мюльхайм и Хаген, немного севернее также Дортмунд.
На востоке Германии протекают Нейсе и Одер (они образуют природную границу с Польшей). Одер берет начало в Словакии (там он называется Одра), протекает через Польшу и впадает в Балтийское море.
На территории страны находится много озер, которые очень живописны. Самые крупные из них – Боденское озеро (частично в Швейцарии), его глубина до 250 м, и Мюриц (Мюрицзе). Привлекательны озера Хим, Штарнбергер и Аммер, которые как и Бодензе находятся на юге Германии.
С 17 века строились каналы, последний в 80-е годы. Он соединяет Майн и Дунай и таким образом создает сообщение от Северного к Черному морю. Каналы важны для речного судоходства и практически делают возможным не только северо-южное сообщение, но и транзитное восточно-западное: они были необходимы в начале индустриализации для перевозки руды и угля. Сейчас спорно, оправдывает ли себя канал между Майном и Дунаем как экономичный и экологически чистый, так как средства речного судоходства сокращаются.
Судоходные реки в Германии «перестраиваются», имеют плотины и шлюзы, частично имеют каналы, заключены в русло береговыми укреплениями и плотинами. Лишь некоторые ручьи и реки имеют еще свое природное состояние. Следствием этого являются частые разливы после обильных осадков или при таянии снега, так как вода очень быстро стекает и очень редко может распространяться на сырые луга и запруженные долины. Мозель практически каждый год создает половодье, часто Рейн и Дунай. Самое большое половодье было в 1997 году на Одере; области, которые много веков кормились рекой, были затоплены.
Этот текст на немецком языке можно найти здесь