Имперфект (прошедшее повествовательное время)

В отличие от русского языка, в котором имеется только одна форма прошедшего времени глагола (например: «увидел», «взял» и т.д.), в немецком языке существуют две равнозначные формы: имперфект и перфект. Они различаются главным образом по сфере употребления: имперфект (или, как его еще называют, претеритум) употребляется в основном при связном повествовании, письменном или устном рассказе (монолог), перфект — при разговоре, коротких репликах, вопросах, ответах (диалог). Как в имперфекте, так и в перфекте нет ни родовых окончаний (ср. в русском языке: получил — получила — получило), видовых различий (ср. в русском языке: пошел, взял — совершенный вид; ходил, брал — несовершенный).

Образование имперфекта

По способу образования форм имперфекта все немецкие глаголы можно подразделить на: 1) стандартные, т.е. образующие имперфект по общему правилу — так наз. «слабые», к которым примыкают и модальные; 2) нестандартные, т.е. отклоняющиеся от правила — так наз. «сильные», к которым примыкают неправильные (т.е. не подчиняющиеся никакому правилу). Слабые глаголы составляют подавляющее большинство. Неправильных глаголов лишь несколько, но они очень употребительны. Сильных глаголов около 200, но наиболее употребительными и необходимыми для речи являются всего три-четыре десятка глаголов.

Упражнение 1. Пользуясь таблицей, сформулируйте:

а) правило образования имперфекта слабых глаголов и образуйте имперфект от глаголов: leben abfragen, zuhören, bilden, führen, versuchen;

б) правило образования имперфекта модальных глаголов и образуйте имперфект от глагола müssen;

в) правило образования имперфекта сильных глаголов и образуйте имперфект глаголов: besprechen, aufschreiben, vorlesen.

Итак:

1) Все слабые глаголы образуют имперфект с помощью суффикса -te, причем отделяемые приставки отделяются. Следовательно, имперфект слабых глаголов можно образовывать самим:

 (auf)machen — machte …(auf)

Например:

Я прослушал текст два раза. (abhören) Ich hörte den Text zweimal ab.

Слабые глаголы легко опознать в тексте по суффиксу -te. Для отыскания их по словарю нужно отбросить этот суффикс и добавить суффикс инфинитива -en, например: sorgte — sorgen; erfolgte — erfolgen.

2) Модальные глаголы образуют имперфект как слабые, но при этом теряют умляут. Следовательно, имперфект модальных глаголов также можно образовывать самим:

 müssen — musste

Я хотел его понять, но не мог. Ich wollte ihn verstehen, konnte es aber nicht.

Русские глаголы возможности и долженствования имеют одну особенность: в прошедшем времени к ним почти всегда надо добавлять глагол «был».

Ср.:

Я должен был ехать домой. Мне нужно было ехать домой. Мне можно было ехать домой.

В немецком языке никаких дополнительных глаголов не требуется.

Например:

Я должен был поехать домой. Ich musste nach Hause fahren.

Мне можно было ехать домой. Ich konnte nach Hause fahren.

Нужно было ехать домой. Man musste nach Hause fahren.

To же самое относится и к глаголу brauchen:

Ему нужна была консультация. Er brauchte eine Konsultation.

Нам нужны были результаты опыта. Wir brauchten die Resultate seines Versuchs.

Упражнение 2. а) Укажите, при переводе каких предложений нужно употреблять имперфект от глагола sein:

1. Было уже поздно. 2. Ей можно было сдавать экзамены весной. 3. Раньше нужно было идти до станции пешком. 4. Мне нужна была помощь по физике. 5. Вчера мы были в кино.

б) Назовите немецкие соответствия для сказуемых остальных предложений.

3) Сильные глаголы в имперфекте меняют корневую гласную, иногда и согласную, причем по-разному. Следовательно, форму имперфекта сильных глаголов нужно не образовывать самим, а знать. Отделяемые приставки, как и у слабых глаголов, отделяются:

(auf) schreiben — schrieb … (auf)

Например:

Он пришел слишком поздно. (kommen) Er kam zu spat.

Она встала в 7 часов. (aufstehen) Sie stand um 7 Uhr auf.

Зная форму имперфекта сильных глаголов, приведенных в таблице, можно опознать в тексте и «восстановить» инфинитив многих других сильных глаголов, имеющих тот же корень, но из-за приставки изменивших свое значение. Например, зная, что stand — имперфект от stehen, легко понять, что verstand — от verstehen, bestand — от bestehen и т.д.

4) Форму имперфекта неправильных глаголов также нужно запомнить (см. таблицу).

Для неправильных глаголов с незнакомыми приставками действительно все сказанное выше об опознании в тексте и «восстановлении» инфинитива сильных глаголов, т.е. если kannte — от kennen то erkannte — от erkennen и т.д.

Упражнение 3. а) «Восстановите» с помощью таблицы форму инфинитива у следующих глаголов:

hieβ; lag; lieβ; begann; stellte; stellte … an; herrschte; bekam; blieb; legte; beschrieb; gab; nahm; nahm… teil; wuchs; verlieβ; brauchte; brachte; verbrachte.

б) Укажите их значения (с помощью словаря).

Спряжение глаголов в имперфекте

Все глаголы спрягаются в имперфекте одинаково: форма имперфекта (machte, schrieb, war и т.д.) совпадает с 1-м и 3-м лицом ед. числа, т.е. эти лица не имеют окончаний, а остальные лица имеют те же окончания, что и в презенсе.

ich machte die Hausaufgabe
du machtest
er machte
wir machten die Hausaufgabe
ihr machtet
sie machten

ich war in Tambow
du warst
er war
wir waren in Tambow
ihr wart
sie waren

Упражнение 4. Укажите, какие личные окончания нужно добавить к глаголам-сказуемым следующих предложений:

1. Meine Eltern war- drei Wochen in Deutschland. 2. In unsere Stadt kam- eine Studentendelegation aus Polen. 3. Gestern sah- ich Mischa in einer U-Bahn-Station. 4. Wir nahm- meine kleine Schwester Nina mit. 5. Ich musste- schon vor drei Stunden zu Hause sein. 6. Unsere Gruppe hat- im vorigen Semester gute Noten.

Упражнение 5. Определите с помощью словаря инфинитив и значение глаголов, выделенных в следующих предложениях:

Auf der Ausstellung erfuhren wir viel Interessantes über die neue Aussaatmethode für Zuckerrübe. Sie erwies sich als sehr effektiv. Ihre Anwendung trug zur bedeutenden Senkung des Arbeitsaufwandes und der Selbstkosten bei. Die Arbeitsproduktivität stieg um 25%.

Ключи к упражнениям

  1. a) lebte; fragte … ab; hörte … zu; bildete; führte; versuchte; б) mußte; в) besprach, schrieb … auf, las … vor.
  2. a) 1; 5. б) 2. konnte; 3. musste; 4. brauchte.
  3. a) heißen; liegen; lassen; beginnen; stellen; anstellen; herrschen; bekommen; bleiben; legen;beschreiben; geben; nehmen; teilnehmen; wachsen; verlassen; brauchen; bringen; verbringen.
  4. 1. -en; 2. -; 3. -; 4. -en; 5. -; 6. -te.
  5. erfahren — узнавать; sich erweisen — оказываться; beitragen — способствовать; steigen — повышаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *