Федеральный президент — Der Bundespräsident
Staatlicher Aufbau, Verfassung und Rechtsordnung
Государственный строй, конституция и правопорядок
Конституционными органами с преимущественно законодательными задачами являются бундестаг и бундесрат (совет земель). Исполнительные задачи, т.е. действия государства, в основном осуществляются федеральным правительством с федеральным канцлером и федеральным президентом. Функции правосудия на конституционном уровне принадлежат Федеральному конституционному суду.
Федеральный президент — Der Bundespräsident
Главой государства Федеративной республики является федеральный президент. Он выбирается Федеральным собранием, конституционным органом, который собирается только для этой цели. Оно состоит из депутатов бундестага, а также равного числа делегатов, избранных парламентами земель. Чаще всего это депутаты ландтагов (парламентов земель), частично также деятели органов местного самоуправления и общественные деятели. Выбор проходит без обсуждения. Избранным может быть любой немец старше 40 лет. Федерального президента выбирают большинством голосов Федерального собрания на срок пребывания в должности 5 лет. Допускается однократное переизбрание. Этот выбор – единственная задача Федерального собрания.
При формировании Федерального собрания Парламентский совет руководствуется двумя основополагающими принципами конституционного порядка: репрезентативным принципом – федеральный президент избирается народными представителями – и федералистским принципом – в выборах участвуют парламенты федерации и земель в равной степени. Должность президента имеет поэтому свою собственную легитимность, независимую от парламента.
Читайте также: Deutsche Flagge — Германский флаг
Президент представляет Федеративную Республику Германию на международном уровне. Он представляет единство государства. Сверх этой представительской роли Основной закон предоставляет ему не очень большие политические полномочия.
Парламентский совет согласно опыту Веймарской республики сознательно ограничил полномочия президента. Рейхспрезидент, избранный народом на семь лет, по Веймарской конституции обладал значительной полнотой власти. Он был главнокомандующим германских вооруженных сил (Reichswehr), и он мог отменять основные права и издавать чрезвычайные указы. Рейхспрезидент фон Гинденбург губительно использовал эту полноту власти на последнем этапе существования Веймарской республики. Такая власть, по воле учредителя Конституции, никогда больше не должна находиться в руках одного человека.
Читайте также: Deutsches Wappen — Герб Германии
Федеральный президент Федеративной Республики Германии имеет обычные функции главы государства. К ним относятся:
- представление Федеративной Республики Германии на внутренней и международной арене: внутри страны через публичные выступления на государственных, общественных и культурных мероприятиях, речи по особым случаям, через визиты в федеральные земли и муниципалитеты; на международной арене через государственные визиты и прием иностранных гостей;
- представление Федеративной Республики Германии на международном уровне: через подписание договоров с другими государствами; через формальное подтверждение (заверение) германских дипломатических представителей и принятие верительных грамот иностранных дипломатов.
При осуществлении других прав федеральный президент (Bundespräsident) может действовать не самостоятельно, а во взаимодействии с другими конституционными органами.
Его распоряжения и предписания для вступления в законную силу должны быть подписаны федеральным канцлером или соответствующим федеральным министром. При этом они берут на себя политико-парламентскую ответственность, федеральный президент не несет непосредственную ответственность. Это относится к подписанию (изданию) законов. Бундеспрезидент должен их подписать. Спорно, как далеко простирается его право рассматривать, является ли закон неконституционным.
Читайте также: Die deutsche Nationalhymne — Национальный гимн Германии
Федеральный президент (Bundespräsident) от имени федерации заключает договора с иностранными государствами; он аккредитует и принимает послов. Он назначает и увольняет федеральных судей, федеральных служащих, офицеров и унтер-офицеров. Он проверяет законы на соответствие конституции, прежде чем их обнародуют в Федеральных ведомостях. Но и здесь также федеральный президент должен подчиняться предложениям правительства или других конституционных органов, за исключением крайне неправильных решений.
Политически самостоятельно бундеспрезидент может действовать в определенных парламентских кризисных ситуациях:
- Если при выборах канцлера кандидат в третьем туре голосования набирает не абсолютное, а только простое большинство голосов, федеральный президент может назначить его канцлером правительства меньшинства или распустить бундестаг и объявить новые выборы. Ввиду стабильного большинства такого случая пока не было.
- Если бундесканцлер при вотуме доверия не набирает большинства, президент по предложению канцлера может распустить бундестаг.
Кандидата на должность федерального канцлера предлагает бундестагу президент. Он назначает и увольняет федеральных министров по предложению канцлера. Если предложение бундесканцлера не получает одобрения бундестага, бундеспрезидент по предложению канцлера может распустить бундестаг.
К роспуску бундестага бундеспрезидентом дело дошло, когда Вилли Брандт в 1972 году и Гельмут Коль в 1982 году подали соответствующее заявление, чтобы провести перевыборы и получить уверенное большинство.
Федеральный президент олицетворяет единство политического сообщества особым образом. Несмотря на свои преимущественно представительские задачи, президент может получить большой личный авторитет как примиряющая, нейтральная сила в текущей политической борьбе. Высказывая мнение по современным вопросам, он в состоянии установить стандарты политических и моральных ориентиров для граждан вне повседневной деловой жизни.
Значение должности президента выходит далеко за рамки этих формальных компетенций. Как независимая личность, которая стоит над межпартийными политическими спорами, он представляет общие интересы. Он должен способствовать доверительным отношениям, устанавливать моральные критерии, давать советы, в спорах действовать примиряюще, и не в последнюю очередь излучать достоинство. Все те, кто до сих пор занимал эту должность, старались выполнять эти функции, если даже они при этом они устанавливали разные акценты. Как правило, уровень их популярности был выше, чем уровень большинства других политиков, и должность федерального президента оценивалась позитивно большим количеством граждан, чем любая другая политическая должность.