Der Bundestag – Бундестаг (федеральное собрание). Немецкий бундестаг (парламент) – это народное представительство Федеративной Республики Германии. Он избирается народом на четыре года. Роспуск (досрочный) возможен только в исключительных случаях и находится в руках федерального президента. Важнейшие задачи бундестага – законодательство, выбор бундесканцлера и контроль правительства.
Депутатов немецкого бундестага избирают общими, прямыми, свободными, равными и тайными выборами. Они являются представителями всего народа, не связаны наказами и указаниями и подчиняются только своей совести.
В Федеративной Республике Германии, как и во всех других представительных (репрезентативных) демократиях, действует принцип свободного мандата. Депутаты выступают как представители всего народа. Поэтому они не связаны наказами и указаниями своих избирателей и своей партии и подчиняются только своей совести.
Противоположность свободного мандата – императивный мандат, который являлся общепринятым в местных парламентах вплоть до 19 века. Тогда представители в местный парламент были подотчетны своим избирателям и могли отзываться, если не исполняли их наказы. Императивный мандат ведет к тому, что депутаты во всех решениях зависят от «базиса». Они должны каждый раз принимать во внимание, чтобы их электоральное поведение находило одобрение у избирателей. Из-за этого компромиссы затруднены или невозможны.
Читайте также: Staatsaufbau Deutschlands — Государственная структура Германии
Свободный мандат не означает, что депутаты могут голосовать как угодно, не принимая во внимание своих избирателей, свою партию или фракцию. Но он защищает от потери мандата при конфликте со своей фракцией.
Депутаты одной партии в парламенте образуют фракцию. Для создания фракции необходимо минимальное число депутатов. В бундестаге это пять процентов = 34 депутата. Если у депутатов одной фракции нет этого фракционного минимума, они могут объединиться в группу. Статус группы дает право на внесение предложений, гарантирует время выступлений в соответствии с численностью группы, уравнивает председателя группы в правах с председателями фракций и обеспечивает финансовые, технические и кадровые средства, необходимые для парламентской деятельности.
Фракции организуют и управляют работой в парламенте. Они занимают места в парламенте, совете старейшин и комитетах в соответствии с численностью. Только фракции или такое количество депутатов, которое соответствует минимальной численности фракции, могут вносить предложения, например, проекты законов, большие и малые запросы. Такое положение препятствует тому, что отдельные депутаты с множеством предложений или запросов парализуют работу парламента. Каждый депутат все же имеет право задавать без ограничений устные вопросы.
Фракции организованы строго. Во главе стоит фракционный председатель, к правлению относятся его заместители и парламентские директора. Фракционные председатели – это самые влиятельные депутаты, они согласовывают политические решения фракций и правительства с правящими партиями, председатель самой крупной оппозиционной фракции является в бундестаге соперником бундесканцлера и часто кандидатом на должность канцлера от оппозиции.
Читайте также: Федеральный президент — Der Bundespräsident
Парламентские директора обеспечивают бесперебойную работу парламента, например, они определяют выступающих на пленуме. Обилие политических сфер требует разделения труда во фракции. Отдельный депутат специализируется на определенной предметной области. В рабочих группах эти эксперты обсуждают законопроекты и другие предложения и готовят решения. Фракция, как правило, следует рекомендациям своих экспертов.
Численность фракций и групп определяет количественный состав комитетов. Президент бундестага выбирается по старому конституционному обычаю из рядов самой многочисленной фракции.
Финансовая независимость депутатов гарантирована благодаря компенсациям (посуточной или почасовой оплате), которые соответствуют депутатской должности. Кто был членом парламента минимум восемь лет, по достижении предельного возраста получает пенсию. Депутаты бундестага и в большинстве случаев также ландтагов получают доход за свою работу. Они профессиональные политики, которые имеют полную занятость и имеют право на разумную зарплату. Она должна быть в состоянии обеспечить им и их семьям достаточно средств к существованию. Кроме того, она должна соответствовать важности занимаемой должности с учетом связанной с ней ответственности и нагрузки и подобающему чину этой должности в конституционной структуре.
Кроме этих компенсаций, облагаемых налогом, депутаты получают не облагаемое налогом пособие на покрытие служебных расходов. Из него оплачиваются, прежде всего, затраты на содержание офиса в избирательном округе, а также второе жилье и средства для проживания во время заседаний парламента.
Для бундестага в целом, как и для фракций, важен принцип разделения труда. Собственно парламентская работа осуществляется в комитетах. Комитеты соответствуют рабочим группам фракции. Члены рабочих групп часто одновременно являются представителями своих фракций в соответствующих комитетах. В комитетах обсуждаются и формулируются законопроекты и другие инициативы, чтобы потом представить их пленуму для принятия решения.
В комитетах также основной задачей является парламентский контроль деятельности правительства. С разнообразием специальных вопросов по-другому справиться нельзя. Свои комитеты бундестаг создал с опорой на отраслевое деление правительства. Это касается всех комитетов от комитета иностранных дел и социального комитета до бюджетного комитета, который имеет особое значение, так как определяет бюджетный суверенитет парламента. В Петиционный комитет может обратиться любой гражданин с просьбой или жалобой. Комитеты, как правило, не заседают публично. Поэтому там можно вести дебаты непринужденнее и объективнее, чем на публичных заседаниях пленума.
Пленум бундестага – это форум крупных парламентских противостояний, прежде всего, когда там обсуждаются решающие вопросы внешней и внутренней политики. На заседаниях парламентских комитетов, чаще непубличных, проводится решающая предварительная работа для каждого закона, там нужно привести политические волеизъявления в соответствие со специальными знаниями соответствующих экспертов. Только пленум бундестага может принимать юридически эффективные решения. Бундестаг правомочен, если присутствует минимум половина членов. Но многие решения принимаются, если присутствует гораздо меньше депутатов.