Ян Амос Коменский — Johann Amos Comenius

komensky12

Перевод

Ян Амос Коменский (1592 – 1670) был чешским философом, теологом и педагогом.

В центре внимания его педагогики находится христианско-гуманистический образ жизни. Философский принцип его педагогики гласит: «Все люди должны иметь возможность в полной мере изучить все вещи мира». Коменский требовал не только занятий без принуждения, но и отклонял принуждение с любой точки зрения. Коменский видел в формировании мудрости у подрастающих людей спасительный путь, по которому человечество возвратится от своих пагубных заблуждений к такому устройству мира, которое предусмотрел Бог.

В качестве принципа обучения он ставил обучение через поступки, наблюдение до сообщения знаний, родной язык до иностранного языка, пример до слов.
В своих дидактических трудах он требовал всеобщей реформы школьного образования с обязательным школьным образованием для мальчиков и девочек всех сословий с одинаковым школьным образованием до 12 лет. После этого способные к практическим делам должны обучаться ремеслу, другие закончить дальнейшее обучение в латинской школе, а с 18 до 24 лет в университете. Революционным является его требование об образовании как для мальчиков, так и для девочек, наглядность и структурированность занятия, связь занятий с жизнью и многое другое. Многие принципы и сейчас являются составной частью системы образования.

Коменский является основоположником дидактики. Он разработал первую систематически выстроенную дидактику нового времени.

Его самые известные произведения – это «Открытая дверь к языкам», которая впервые объединила изучение вещей с изучением (латинского) языка и была переведена на 12 европейских и несколько азиатских языков, и «Мир чувственных вещей в картинках», «родоначальник всех детских книг с картинками». Это была не только первая иллюстрированная детская книга, она была одновременно и первой энциклопедией для детей.

Его основные педагогические произведения – это «Пампедия» (Всеобщее воспитание) и «Великая дидактика» (Великое учение о преподавании), одно из важнейших сочинений в истории дидактики.

Коменского можно считать великим педагогом 17 века. Он дал педагогике новое направление. Коменский является первым, кто проектировал педагогику, исходя из интересов ребенка. Правда, он еще не рассматривает детство как самостоятельную фазу. Ребенок у него еще не имеет настоящего, как позднее у Руссо или Монтессори, а детство является подготовкой к будущей жизни в качестве взрослого, которая в свою очередь является подготовкой к вечной жизни. Все же Коменский одним из первых организует педагогику методически, дидактически и содержательно соответственно различным фазам детства. Хотя еще очень грубо структурированно, но все же более дифференцированно, чем это было принято до того времени.

Его требование основательного, охватывающего суть общего образования для всех, равноправия шансов в образовательной политике для девочек, социально незащищенных и умственно отсталых, принципы наглядности и самостоятельности, воспитания применения собственного разума, его представление близкой к жизни радушной школы и воспитания без насилия остались в силе до нынешнего времени. Равно, как и его воспитательные цели, воспитание в человеке человечности и возникающее благодаря этому улучшение мира.

Его надежда на гуманный мир, на прогресс и улучшение человеческой жизни связывают его с современностью. Новыми являются также его представления о центральном месте человека в процессе обновления мира, у него все-таки не оторванные от деяний Бога. Коменский является, с одной стороны, сторонником теологических традиций, с другой подчеркивает разум каждого человека, ответственность за себя и самостоятельность.

 















Интересные материалы по теме:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *