Профессиональная подготовка

Германия продолжает оставаться для инвесторов, в том числе и зарубежных, привлекательной страной. Её „недостаток как места размещения производства», по словам экономистов, заключается лишь в высоком уровне заработка рабочих.

Однако этот недостаток компенсируется за счет высокой квалификации трудовых резервов. Профессиональное обучение в Германии отличается разнообразием и эффективным сочетанием различных видов образования. В этом его сила. Государственные учебные заведения предоставляют широкий выбор теоретического обучения, а возможности практического обучения или повышения квалификации на производстве почти безграничны. Решение в пользу определенной профессиональной подготовки еще не означает окончательного выбора. Любой ученик на производстве, любой выпускник гимназии может продолжать учиться, постоянно повышать квалификацию, чтобы в конечном итоге прийти к „профессии своей мечты». Хорошее образование и высокая степень удовлетворенности профессией – вот два важных фактора, которые с легкостью компенсируют недостаток Германии как места размещения производства, т.е. недостаток высоких заработков.

Краткие сведения

41% немецких учеников в рамках одного опроса заявили, что учатся профессии, о которой мечтали.

В Германии в начале 2011 года насчитывалось 1,8 миллиона студентов и 1,4 миллиона учеников (среди них 500 тыс. — ремесленники).

В стране можно обучиться 127 ремесленным специальностям.

На ремесленных предприятиях в 2010 году насчитывалось 210 тыс. вакантных мест.

31% студентов бросают университет, не доучившись. В специальных вузах таких 20%. Чаще всего недоучиваются студенты гуманитарных и экономических факультетов (37%). На естественнонаучных и технических факультетах учебу бросают 25% студентов.

В 2010 году досрочно было расторгнуто 134 тысячи контрактов об обучении специальности, 26% из них — после шестимесячного испытательного срока. Половина прервавших обучение тут же начинает новые курсы обучения той же или родственной специальности. Треть больше не желает учиться и идет работать на ставки, не требующие квалификации.

Каждый год в обновленной редакции выходит справочник, где на 460 страницах коротко и ясно представлены все специальности. В бесплатных справочниках трудовых ведомств сообщается обо всех видах профессиональной деятельности, возможных в Германии.

Карьера в В ЕС

Европа и до вступления в силу Европейского внутреннего рынка (с 1 января 1993 года) была поприщем для необычных карьер. Начиная с 1983 года, в одной только Германии существует 12 академий для подготовки европейских секретарей. В них до настоящего времени прошли обучение десять тысяч абитуриенток. В академиях в течение пяти семестров изучают английский, французский и испанский языки, экономику и организацию производства, политическую экономию, правоведение и социологию, электронную обработку данных, секретарское дело и коммуникацию. Еврошколы в Германии являются членами „Академии евросекретарей» (ЕSА) в Вене и „Академии европейского менеджмента» (ЕМА) в Париже. Выпускницы должны сдать экзамен перед международной комиссией и получают соответствующий диплом. Трудные годы обучения вознаграждаются ответственными постами в учреждениях Европейского Союза.

Выпускницы академий европейских секретарей не только способные, но и привлекательные девушки. Хотя это не условие приема в еврошколу.

Что это такое?

Производственная практика. В старших классах общеобразовательных школ всех типов (основная, реальная, общая и гимназия) большое место уделяется трудовой подготовке. Каждый школьник, как правило, два раза проходит практику. Для практикантов предприятия выделяют специальные места. Производственная практика продолжается три недели и затем находит отражение на занятиях.

Профессиональная школа. Её посещают в период производственного обучения ученики, окончившие девятилетнюю, десятилетнюю среднюю школу или гимназию. Рабочие без квалификации тоже обязаны посещать профшколу, если они моложе 19 лет.

Работа с натуральными материалами по традиционной специальности (на снимке — в столярной мастерской) вовсе не означает отсталости методов.

Год профессиональной подготовки. Выпускники основных и реальных школ (девяти- и десятилетнее образование), которые еще не знают, какую профессию выбрать, или не подыскали подходящего места обучения, могут в течение года учиться в профессиональной школе на курсе ориентации с обширной и интересной программой теории и практики.

Год предварительной подготовки. Отличается от года профессиональной подготовки только тем, что курсы подразделяются по отраслям, например, строительство и ремесла, сфера услуг, коммерческие профессии и т.д. Его тоже проводят в профессиональных школах. Срок обучения специальности после года предварительной подготовки сокращается до двух-двух с половиной лет.

Профессионально-технические училища. Это — дневные школы со сроком обучения минимум один год. Обучение в одном из 2500 ПТУ завершается выпускным экзаменом. Двухгодичное обучение в ПТУ соответствует диплому техникума.

Специальные средние школы, специальные гимназии. Оба эти вида школы обычно посещают после окончания реальной школы (10 классов). Выпускники этих школ имеют право поступать в отраслевые вузы.

Техникумы. Их посещают по желанию, завершив профессиональное обучение и приобретя стаж работы. Они углубляют профессиональную квалификацию. В Германии насчитывается 1000 техникумов. Их ежегодно посещают 120 тысяч человек

Специальные вузы. Подобные университетам высшие учебные заведения, где приобретают теоретические познания с ориентацией на специальность (институты машиностроения, социальной педагогики и т.п.).

Ремесленники

От ученика до мастера

Полмиллиона молодых людей в Германии в настоящее время обучаются ремесленной профессии. Срок обучения — от трех до трех с половиной лет. Обучение идет в рамках „дуальной системы», то есть параллельно — на предприятии и в профессиональной школе. Программу довершают надпроизводственные обязательные курсы в центрах профобучения. Преподавание в них ведется на очень высоком профессиональном уровне и на новейшем оборудовании. Выдержавший экзамен ученик получает звание подмастерья и соответствующее свидетельство. Чтобы поступить в школу мастеров, сначала необходимо три года проработать по специальности. Звание мастера дает право открыть собственное ремесленное предприятие и обучать учеников. В 2010 году экзамены на звание мастера сдали 45 с лишним тысяч подмастерьев. Примечательна доля женщин: в 2010 году звание мастера получили пять тысяч женщин, а это больше, чем когда либо. 60 процентов свежеиспеченных мастеров заявили о своем желании открыть новое предприятие или взять на себя руководство уже существующим (как правило, родительским) предприятием.

На больших фирмах в распоряжении у учеников превосходно оборудованные учебные мастерские. Здесь они могут совершенствовать свое мастерство, и никто от них не требует, чтобы образец получился с первого же раза.

В профессиональной школе занимаются теорией. Здесь также изучают общеобразовательные предметы и иностранные языки (на снимке — урок английского). Дуальная система хорошо себя зарекомендовала.















Интересные материалы по теме:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *