Пергамский музей в Берлине

Берлин богат музеями, среди которых выделяется Пергамский музей (Pergamonmuseum), расположенный на острове посреди реки Шпрее. Своим именем он обязан находящемуся здесь Пергамскому алтарю Зевса (180 г. до нашей эры).

Pergamonmuseum

Музей открылся в 1930 г. и сразу стал называться новым «чудом света». Во время бомбардировок Берлина англо-американской авиацией и последующих боев многим историческим зданиям и культурным ценностям Германии был нанесен ущерб. Сюда относится и Пергамский музей. Пострадавшие реликвии были отреставрированы опытными реставраторами.

Пергамский музей размещается в громадном П-образном здании, которое состоит из целого комплекса других музеев, представляющих собой сокровищницы древнего и современного искусства. Это Западно-азиатский музей, Исламский музей, Музей немецкого народного творчества, Собрание произведений античности, а также Восточно-азиатское собрание произведений.

Пергамский музей позволяет совершить путешествие в города Месопотамии и Малой Азии, которые уже исчезли, пройти воротами древнего Милета, увидеть и дотронуться до стен Вавилона, и, наконец, благодаря широкой каменной лестнице добраться до подножия величественного Пергамского алтаря Зевса.

Все реликвии, хранящиеся в музее — подлинные. Их обнаружили, раскопали и доставили в столицу Германии с большими трудностями.

Главный экспонат собрания произведений античности — Большой алтарь Зевса. Сотворен он в 180-160 гг. до нашей эры искусными ваятелями и зодчими древнего города Бергама, он располагался в Малой Азии (на территории теперешней Турции). По мнению древних греков город основал Пергам — потомок знаменитого Ахилла.

2

Алтарь Зевса

Именно для Большого алтаря Зевса было возведено в свое время здание музея. Построено оно по настоянию известного немецкого искусствоведа и историка Вильгельма Боде, который в 1906-1920 гг. был директором берлинских музеев.

История появления в Германии Пергамского алтаря весьма интересна. Алтарь Зевса обнаружил во 2-й половине XIX в. немецкий инженер и архитектор Карл Хуман при раскопках Пергамского царства. Раскопки начались осенью 1878 г. Архитектора интересовали древние руины малоазиатских цивилизаций, которые в то время были мало известны европейским ученым и совершенно не интересовали турок. Турецкие крестьяне зачастую выкапывали куски мрамора, имеющие следы скульптурных изображений, а затем пережиганием получали из них известь.

Карл Хуман обнаружил под слоем земли множество достаточно крупных обломков плит с нанесенными рельефами, что позволило создать цикл повествований о битве богов и титанов. Этот сюжет напрямую связан с историей Пергамского царства. Правителям древнего Пергама приходилось постоянно противостоять набегам своих врагов. Большой алтарь Зевса, построенный в центре города, и был по указу Эвмена II посвящен победам над ними.

Длина грандиозного Алтаря составляет 120 м. На горельефном фризе изображена мифологическая борьба олимпийских богов с гигантами, а именно громовержец Зевс побеждает гигантов, и они погибают в страшных мучениях. Карл Хуман подарил Большой алтарь Зевса Пергамскому музею. Фриз Алтаря дошел до нашего времени с большими повреждениями.

Другим ценнейшим экспонатом античной коллекции можно назвать ворота ионийского города Милета, они являются одним из лучших примеров античного градостроительства.

Milet

Ворота Милета

Западно-азиатский зал приводит посетителей в самое начало улицы Процессий, которая ведет к главным воротам Вавилона — воротам царицы (богини) Иштар. Дорога эта строилась во времена правления Навуходоносора II (604-562 гг. до нашей эры) и была предназначена для шествий бога Мардука, проходивших в Древней Ассирии при новогодних мистериях.

Улица процессий

Улица Процессий

 

Дорога Процессий

Улица Процессий

Ворота построены из обожженного, цветного и глазурованного кирпича темно-синего цвета, а фасад их декорирован рельефами драконов и быков. Богиню Иштар называют богиней плотской любви и плодородия, распрей и войн, она является астральным божеством, олицетворением планеты Венера: ассоциируется с днем недели пятницей. Иштар считали покровительницей проституток.

4

Ворота царицы Иштар

В начале 1851 г. члены французской экспедиции раскопок Древнего Вавилона собрали кусочки глазурованных кирпичей в руинах Эль Касра. Это были фрагменты цветного фриза. В июне 1887 г. немецкие профессора Эдвард Захау и Роберт Колдевей обнаружили покрытый ярко-синей глазурью осколок старого кирпича с фрагментом изображения. Спустя 10 лет Роберт Колдевей вернулся в эти места. Вавилонские раскопки и другие научные изыскания финансировались Администрацией Берлинского Королевского музея и Германским Восточным обществом, организованным 24 января 1898 г. Перед этим, в конце 1897 г., профессор занимался раскопками новых покрытых синей глазурью кирпичей. Поэтому раскопки начались в марте 1899 г. на восточной стороне Касра, севернее ворот Иштар. На свет ворота вновь появились в 1902 г. Они были частично разрушены, но выглядели внушительно.

Ворота Иштар представляют собой гигантскую полукруглую арку, ограниченную с боков громадными стенами и выходящую на длинную дорожку, предназначенную для процессий, вдоль дорожки с обеих сторон также тянулись стены. Все сооружение построено из обожженного кирпича с глазурным покрытием яркого голубого, синего, желтого, белого и черного цвета. Дорожки и стены ворот покрыты очень красивыми желтыми барельефами, изображающими животных в естественных позах. Стены дорожки украшены рядами степенно шествующих львов. Стены ворот покрывают сверху донизу изображения мощного свирепого быка и так называемого вавилонского дракона, по вавилонски — сирруша. Сирруш изображен очень реалистично: он имеет узкое длинное туловище, которое покрыто чешуей, длинную шею со змеиной головой, украшенной прямым рогом, у него тонкий чешуйчатый хвост. Длинный раздвоенный язык высунут из закрытой пасти. Передние лапы сходны с лапами пантеры, а задние — с птичьими. Всего на воротах 575 изображений зверей.

В самом конце улицы Процессий находится лестница, ведущая на 2-й этаж Пергамского музея, здесь располагается Исламская экспозиция. Посетители могут увидеть керамику и яркие ковры, чеканку и красочные миниатюры, познакомившись с высокой культурой Востока в Средневековье. Главным богатством этой экспозиции является огромный фриз, когда-то он украшал фасад замка Омейядов. Строился этот замок в VIII веке в пустынной степи юго-восточнее нынешнего Аммана (Восточная Иордания). На каменном фризе изображены узоры из растений и фигурки животных. Во 2-й мировой войне этот экспонат почти полностью разрушили прямым попаданием бомбы. Реставраторам пришлось по камешкам заново собирать в одно целое отдельные части этого восточного шедевра.

В 1907 г. Вильгельм Боде создал Восточно-азиатское собрание в северном крыле музея. Это собрание сильно пострадало впоследствии во время войны. Все экспонаты восстановили. В конце 50-х годов экспозицию пополнили образцы китайского народного искусства — шелковые вышивки, произведения лаковой живописи и образцы традиционной китайской резьбы по дереву. В коллекции также представлены уникальные китайские керамические изделия от эры неолита до сегодняшних дней. В северном крыле также расположен Музей немецкого народного искусства. Его создали в 1889 г. благодаря инициативе известного ученого-естествоиспытателя Рудольфа Вирхова. Жизнь и обычаи немецкого народа представлены в картинах и скульптурах, народных костюмах и игрушках, мебели и многих других предметах.

Существенный вклад в обогащение этого Музея внесен Адольфом Райхвайном. Жизнедеятельности этого ученого, которого гитлеровцы за антифашистские взгляды казнили в 1944 г., посвящен специальный раздел экспозиции.

В настоящее время Правительством Германии было принято решение выделить на расширение Музея 420 млн. долларов (351 млн. евро). Все эти средства направят на строительство нового крыла выставки. Работы продолжатся с 2011 по 2026 гг. Галерея будет воздвигнута напротив входа во внутренний двор Пергамского музея. Предполагается, что в ней будут размещены экспонаты разных цивилизаций — начиная с Месопотамии и Древнего Египта и заканчивая культурами ислама. Сейчас дирекция музея решает, как будет работать Пергамон во время строительства: или его полностью закроют, а самые популярные и интересные экспонаты переместят в другие выставочные комплексы, или музей будет работать параллельно со строительством нового корпуса.

В 2004 г. закончилась реставрация Пергамского алтаря, затем началась реставрация ворот Милета.

Пергамский музей — часть берлинского «Музейного острова». Для реставрации всего комплекса правительством Германии планируется направить более 2,6 млрд. долларов.

 















Интересные материалы по теме:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *